Шиян А.А., Шиян Т.А. Различение "тематических" и "оперативных" понятий в историко-философской методологии Ойгена Финка // Труды Математического центра имени Н.А. Лобочевского. Т. 41. Материалы Международной научной конференции ""Воображаемая логика" Н.А. Васильева и современные неклассические логики"; Казань, 11-15 октября 2010 г. Казань: Казан. мат. об-во, 2010. С. 108-110. Совместно с Шиян А.А. |
Одним из основных логико-методологических принципов традиционной теории определения
является запрет на определение через неизвестное. Но чтобы нечто стало известным,
его нужно предварительно прояснить с помощью чего-то уже известного, а то
с помощью третьего и т.д. С появлением символической логики эта проблема была
поставлена в связи со "строгим" построением семантики формальных языков
(ФЯ). "Строго" задать семантику одного ФЯ можно с помощью другого
ФЯ, но предварительно нужно также "строго" задать семантику этого
другого ФЯ с помощью третьего и т.д. Для некоторых ФЯ можно попытаться описать
их семантику их же средствами (как предложил Гёдель), но такое описание не может
быть полным.
Аналогичную проблематику в области истории философии и в феноменологии поднимает
один из ближайших учеников Гуссерля Ойген Финк [Финк, 2008]. Он проводит
различение между "тематическими понятиями" (ТП), которые становятся
объектом специального рассмотрения у философов, и "оперативными понятиями"
(ОП), которые не тематизируются, но используются для прояснения, тематизации
других понятий. Например, "труд" у Маркса является ТП, а в качестве
ОП выступает "господство" [Финк, 2008, с. 367]. То, что средства мышления
не рефлексируются самим философом, не умаляет их значения, считает Финк. Наоборот,
ОП самое интересное и важное в философии, поскольку у философов прошлого
нам интересны, в первую очередь, методы их мышления, их способы рассуждения,
постановки и рассмотрения проблем, и в гораздо меньшей степени содержание
их учений, которое неизбежно устаревает. Как показывает Финк, часто некоторые
"понятия" выступают у одних и тех же философов то как ОП, то как ТП.
Например, в Пармениде Платон то проясняет ON, через HEN, оставляя
второе "в тени", то наоборот [Финк, 2008, с. 368]. Для более тонкого
анализа соотношения ТП и ОП Финк вводит понятие "оперативной тени":
в ТП обычно эксплицируется только часть имплицитно используемого содержания,
а остальное остается не эксплицированным, или в "оперативной тени".
Как пример можно привести "содержательное" мышление о числах или множествах,
которое невозможно полностью эксплицировать формальными исчислениями с конечным
числом аксиом.
Особое место, по Финку, занимает феноменология Гуссерля, одна из задач которой
выявление предпосылок человеческого сознания, влияющих на восприятие
окружающего мира. Гуссерль направляет своё внимание на само сознание и понятийно
выражает то, над чем обычно не задумываются, но что всегда присутствует в опыте.
Но и Гуссерль не избежал общей участи: как пытается показать Финк, во всех его
основных понятиях остаётся "оперативная тень". Причина этого, по Финку,
в том, что Гуссерль не смог достаточно удерживаться в "трансцендентальной"
установке и не создал особых, "трансцендентальных" языка и логики;
они сняли бы те противоречия, к которым ведет непроясненность ОП, и выражения
обыденного языка не вклинивались бы в феноменологическое описание, внося неоднозначность.
В этом аспекте, взгляд Финка подобен подходу Тарского, требовавшего для избежания
логических парадоксов строгого разделения "объектного" и "мета"
уровней, чтобы семантика объектного ФЯ описывалась только с помощью другого,
метаязыка.
К сожалению, в других работах Финк не развивал своей методологии ОП и ТП и,
насколько известно, к этой теме не возвращался.
Финк Ойген. Оперативные понятия феноменологии Гуссерля / пер. А. Шиян под ред. В. Молчанова // Ежегодник по феноменологической философии, 2008 [I]. С. 361-380.