Текст как элемент акта коммуникации. Сравнительный анализ структуры HTML-документа и "естественного" членения текста

Шиян Т.А. Текст как элемент акта коммуникации (сравнительный анализ структуры HTML-документа и "естественного" членения текста) // Методы современной коммуникации: проблемы теории и социальной практики. Материалы 1-ой международной научной конференции "МСК-2002". 27-29 ноября 2002 г. М., 2002. С. 93-94.
  1. Типология коммуникативных ситуаций. В любой ситуации коммуникации можно выделить такие составляющие как источник и адресат коммуникации, их личные подситуации, передаваемое сообщение, носитель этого сообщения, расстояние и время, через которые передается сообщение, мотивы источника коммуникации, цели, которых он хочет добиться, вступая в коммуникацию и пр. Тем не менее, на практике часто отдельными составляющими коммуникативной ситуации можно пренебречь и считать отсутствующими. Основываясь на таком подходе, можно ввести следующую типологию коммуникативных ситуаций.
    1. Ситуации "непосредственного общения". Примеры: обычная устная беседа, письменное общение в чате и по ICQ.
    2. Ситуации "опосредованного общения". Примеры: подача просьб, заявлений, ходатайств, издание приказов, обращений и т.п., обмен письмами (не зависимо от того, в письменном, аудио или видео варианте).
    3. "Размытые" ситуации общения. Примеры: опубликование различных текстов ради их собственной ценности.
    В данной типологии, по мере движения от первого типа к третьему, увеличивается расстояние (пространство, время, преграды) между источником и адресатом коммуникации, в силу этого увеличивается разница между личными ситуациями источника и адресата, возрастает роль носителя сообщения и, следовательно, увеличивается последующая независимость сообщения от источника коммуникации. В первом типе сообщение передается по мере формирования его частей, существованием носителя сообщения можно пренебречь и после ситуации мы можем лишь восстанавливать сообщение по оставленным следам (записи на пленку, стенограммы, файлы с протоколами сессий ICQ или чата). Во втором и третьем типах тексты формируются и только потом передаются, усложняется независимая жизнь сообщения (зафиксированного на некотором носителе). В третьем типе ситуации отправителя и получателя сообщения настолько разделены, что их имеет смысл считать, что нет единой ситуации общения, а есть разные ситуации: создания сообщения (ситуация автора), независимого существования текста (его воспроизводства) и получения сообщения (ситуация читателя-слушателя).
  2. Нормы "естественного" членения текстов. Интеллектуальная работа с текстом с позиции "создателя" этого текста отличается от работы с позиции "воспринимающего", далее я рассматриваю только второй тип работы. Выделение структуры текстов носит деятельностный, а не натуральный характер: существуют определенные культурные нормы членения текстов, выделения в них тех или иных частей, той или иной группировки выделенных частей. Эти нормы усваиваются в процессе обучения и начинают управлять (если произошла их натурализация) или применяться (если натурализации не произошло) в мыслительной деятельности восприятия и членения текста. Для разных типов текстов могут существовать разные нормы членения. Здесь можно поставить ряд вопросов: каковы способы выявления данной культурной нормы, какова ее общезначимость, устойчивость, область применения и т.п.
    1. Реконструкцию данной нормы я провожу на основе рефлексии собственной деятельности по расчленению текстов, описываю такое членение, которое мне (до начала этой работы) представлялось естественной структурой самих текстов.
    2. Выявление и описание подобных культурных норм интересно, даже если это частные и редко актуализируемые нормы. Мне же представляется, что данная норма имеет достаточно общий характер, и, более того, в современной русской культуре является общезначимой для структурирования большого класса естествено-языковых текстов - это письменные тексты на естественных языках, обычно создаваемые и функционирующие в третьем типе коммуникации. Сюда относятся различные книги, художественные, философские и обще-гуманитарные тексты, большинство работ научного содержания, справочные технические тексты.
    3. Выявление и описание данной нормы представляется мне актуальной задачей, т.к. в ближайшие десятилетия данная норма может трансформироваться или исчезнуть. Для этого имеются следующие основания. В современных учебных заведениях все больше внедряются новые компьютерные дисциплины, изучаются различные формальные, компьютерные языки. "Речь" на этих языках часто имеет иную структуру, чем речь на естественных языках. При этом, начало изучения компьютерных языков постепенно сдвигается на все более ранний период, когда общеязыковые культурные нормы учащихся еще находятся в процессе формирования. В таких условиях может произойти трансформация общекультурных норм, их сближение с правилами построения компьютерных текстов (программ, файлов, электронных документов и т.п.).
  3. Спецификация HTML и модель "обычного" текста. В своем выступлении я собираюсь провести различение структур HTML-документов и текстов, очерченной выше группы. Возможная структура HTML-документа определяется технической спецификацией соответствующей версии языка HTML. Выявленная "общекультурная" норма структурирования текстов фиксируется мной в линейно-иерархической модели текста (наиболее близки к этой модели тексты именно третьей коммуникативной группы). Дальнейшее сравнение проводится между двумя данными формализмами по следующим параметрам: общая структура, единицы структуры, соотношение текстового блока и его заголовка, вставные элементы, "горизонты" структурирования.

© Шиян Т.А., 2002.