Буддийский триптих

 

Бонсаи

Владение, обладание некоторой вещью связано с осознанием ответственности за неё и в связи с ней. Обладание или пользование некоторыми вещами (мы испытываем потребность в них) непосредственно является нашей жизнью. Но обладание чем-то нетребуемым (т.е. лишним, ненужным) создаёт дополнительную нагрузку на наше внимание и наши усилия, заставляя заботиться о том, что связано с этой вещью, и, таким образом, отвлекая от самой нашей (собственно-нашей) жизни. Думаю, что именно в этом суть не-владения, практиковавшегося и практикуемого во многих религиозно-философских школах...

Не дари мне бонсаи
Не надо лишних вещей...
О, тяжелая ноша
Быть в ответе
За то, что имеешь

Танка:
25 мая 2006, Москва
.

Проза:
апрель 2010, Бохум (Германия)
.

 

Божья коровка

Случайно придавил божью коровку, приняв её за сухую скорлупку… У меня не было намерения её убивать (т.е. не было мысли_об_убийстве как намерения), но осознав совершённое, я тем самым создал мысль_об_убийстве как личную ответственность за совершенное (ответственность за намерение и ответственность за совершённое – не одно и то же). Поскольку мысли_о_совершенном не предшествовало мысли-намерения, то первая мысль не является последствием второй. Таким образом, можно предполагать, что совершение некоторого неумышленного действия является последствием каких-то предыдущих действий; но не непосредственным следствием в обычном смысле, а последствием того типа, который называется кармой. Но понимание ненамеренности совершённого действия не отменяет самого факта совершения и созданных им новых последствий...

Божью коровку
Приняв за скорлупку
Случайно сдавил…

Мысль об убийстве
Как карму свою принимаю…
А проку-то что!?..

7 апреля 2010, Бохум.

 

Паучок Акутагавы

Гуляя между развалин по Палатинскому холму в Риме, я некоторое время наблюдал, как по кирпичной кладке и оранжево-рыжим разводам лишайника во множестве бегают маленькие красные паучки… Отойдя в сторону и облокотившись о парапет, я написал несколько танок, а чуть позже обнаружил на блокноте маленькое красное пятнышко, оставленное случайно раздавленным паучком. Я вспомнил новеллу Рюноскэ Акутагавы, написанную по мотивам одной из буддистских легенд…
Однажды Будда сидел на берегу пруда и сквозь глубокие нефритовые воды озирал миры. Случайно взгляд его упал на какого-то грешника, корчившегося в одной из областей ада. Будда вспомнил, что этот разбойник, душегуб и кровожадный убийца, однажды, в последней из своих жизней пожалел маленького паучка, перебиравшегося перед ним через тропинку. Будда проникся состраданием к этому человеку и решил дать ему шанс, спустив тоненькую паутинку, чтобы бывший разбойник смог выбраться из ада. Человек, конечно же ухватился за паутинку и полез вверх. Добравшись до середины, он взглянул вниз, увидел, как множество других грешников устремилось за ним по паутинке, и злобно крикнул: Слезьте, а не то оборвете! Это только для меня! – При этих словах паутинка, прежде крепко державшая грешника, оборвалась, и он полетел вниз, обратно в ад…

Душегубу,
Кто лишь однажды
Пожалел паучка,
Будда шанс даровал…
На блокноте –
Красное пятнышко…
Случайно тебя раздавил я,
Милосердия нить!..

Стихи:
15 апреля 2010, Рим, Палатин;
редактура и текст:
27, 29 апреля 2010, Бохум.


© Тарас А. Шиян, 2010.
taras_a_shiyan@mail.ru