Великий путь, или три драгоценности

 

Будда

Буддистский хурул в Калмыкии

У красных монахов
Пред ликом Сидящего Будды
Долго стою босиком

1998

* * *

Читая стихи
Вспоминаю тебя
Будда Майтрея

25.05.2006

* * *

П. К.

Бодхисатва Майтрея,
Предстоятель Филипп
И неистовый Вагнер
Мирно бок о бок стоят
На компьютерной полке

29.01.2009

Веселый голландец. Плавучий дом на одном из каналов в Амстердаме

На корме
Голландского домика
Роджер Весёлый...
Реет над креслами
И статуей Будды

10.04.2010

Гуляя между развалин по Палатинскому холму в Риме, я некоторое время наблюдал, как по кирпичной кладке и оранжево-рыжим разводам лишайника во множестве бегают маленькие красные паучки… Отойдя в сторону и облокотившись о парапет, я написал несколько танок, а чуть позже обнаружил на блокноте маленькое красное пятнышко, оставленное случайно раздавленным паучком. Я вспомнил новеллу Рюноскэ Акутагавы, написанную по мотивам одной из буддистских легенд…
Однажды Будда сидел на берегу пруда и сквозь его глубокие воды озирал миры. Случайно взгляд его упал на какого-то грешника, корчившегося в одной из областей ада. Будда вспомнил, что этот разбойник, душегуб и кровожадный убийца, однажды в своей последней жизни пожалел маленького паучка, перебиравшегося перед ним через тропинку. Будда проникся состраданием к этому человеку и решил дать ему шанс, спустив тоненькую паутинку, чтобы бывший разбойник смог выбраться из ада. Человек, конечно же ухватился за паутинку и полез вверх. Добравшись до середины, он взглянул вниз, увидел, как множество других грешников устремилось за ним по паутинке, и злобно крикнул: Слезьте, а не то оборвете! Это только для меня! - При этих словах паутинка, прежде крепко державшая грешника, оборвалась, и он полетел вниз, обратно в ад…

Душегубу,
Кто лишь однажды
Пожалел паучка,
Будда шанс даровал…
На блокноте -
Красное пятнышко…
Случайно тебя раздавил я,
Милосердия нить!..

15 апреля 2010

На лестнице, ведущей вниз с Палатина на Форум, устроен грот с сочащейся водой и водоёмом, весь заросший мхом, папоротником и вьюнами. Среди этой зелени - несколько побегов белой лилии раскрыли три больших цветка

Мох над прозрачной водой
И потоки листвы…
Кому же из будд
Земля принесла в подношение
Три белых цветка?..

15 апреля 2010

* * *

На Востоке
С появленьем буддизма
Ботхисатвами сделались боги…

Обездолены
Покровители Запада
За тенями святых…

Слушать пение птиц
Это всё, что осталось
Бывшим богам

16.05.2010


Сангха

К Сайгё

Монах, отрицающий мир
Как когда-то тебя изумили
Белых цветов лепестки...

Сегодня по саду бродил
Наблюдая цветение яблонь
Вправду, не вечна весна

Май 1998

Наблюдение в соборе святого Вита в Праге

Группа буддийских монахов
В храме святого Вита
Делает фотки

21 июня 2009

Первое утро в Бохуме. Из еды – только чай, несколько черствых кусочков позавчерашнего хлеба, да оставшиеся после дорожных кафе несколько порционных упаковочек сахара и сливок. Я вспомнил, как более десяти лет назад, путешествуя по Калмыкии, мне довелось ночевать в монастыре при буддийском храме. Наутро мне предложили такую же нехитрую трапезу: жидкий чай с молоком и кусок белого хлеба

Чай с молоком
Да черствого хлеба кусок
Завтрак мой весь
Словно буддийский монах
В скифских далеких степях

6.10.2009


Аспекты

Западный Кавказ. Подъём к перевалу

Сизифов труд
Тяжелого подъема
Как карму отработаешь иначе
Путь в Небеса
Лежит по склонам гор

Конец 1996 или начало 1997. После написания танки узнал, что в синтоизме горы часто рассматривались как место жительства некоторых божеств и, одновременно, как сами эти божества, а подъём на гору, соответственно, приобретал религиозный акт служения божеству данной горы. Это остаётся верным и для синкретической синтобуддистской культуры средневековой Японии. Этот дополнительный смысл вполне соответствует идее данного стихотворения.

На тротуаре улицы Императорских форумов в Риме кто-то цветными мелками нарисовал копию картины Караваджо "Концерт" (1595 г.)

Итальянский буддизм
Ранголи имеет свои…
Мелом
Полотно Караваджо
Под ногами туристов

15.04.2010


Дхарма

Майя

* * *

В этом мире стремительном вечности нет,
От приятельских встреч растворяется след;
Лишь иллюзии в Мире, увы, долговечны –
Всё живем предрассудками дедовских лет.

24.03.2010

* * *

Мы иллюзию Мира познали давно,
Но всё так же, как Ной, попиваем вино;
Может, жизнь на земле, словно сон, иллюзорна –
Что нам снится, однако, не всё нам равно.

24.03.2010


Невладение

Владение, обладание некоторой вещью связано с осознанием ответственности за неё и в связи с ней. Обладание или пользование некоторыми вещами (мы испытывает потребность в них) непосредственно является нашей жизнью. Но обладание чем-то нетребуемым (т.е. лишним, ненужным) создаёт дополнительную нагрузку на наше внимание и наши усилия, заставляя заботиться о том, что связано с этой вещью, и, таким образом, отвлекая от самой нашей (собственно-нашей) жизни. Думаю, что именно в этом суть не-владения, практиковавшегося и практикуемого во многих религиозно-философских школах

Не дари мне бонсая
Не надо лишних вещей
О, тяжелая ноша
Быть в ответе
За то, что имеешь

25.05.2006


Ахимса и Мысль_об_убийстве

Согласно буддистской легенде, жил в общине слепой монах Чаккхупала. Как-то раз, во время своих прогулок, он растоптал мириады насекомых, но Будда не нашел в его поступке мысли об убийстве и оставил Чаккхупалу в общине.Размышление в биологической секции музея

Так много загубленных жизней
       увидел в музее!
Но ведал ли сборщик коллекций
       мысль об убийстве?
Иль словно слепой Чаккхупáла
       остался безвинен?

1.06.2009, Прага

Случайно придавил божью коровку, приняв её за сухую скорлупку… У меня не было намерения её убивать (т.е. не было мысли_об_убийстве как намерения), но осознав совершённое, я тем самым создал мысль_об_убийстве как личную ответственность за совершенное (ответственность за намерение и ответственность за совершённое - не одно и то же). Поскольку мысли_о_совершенном не предшествовало мысли-намерения, то первая мысль не является последствием второй. Таким образом, можно предполагать, что совершение некоторого неумышленного действия является последствием каких-то предыдущих действий, но не непосредственным следствием в обычном смысле, а последствием того типа, который называется кармой. Но понимание ненамеренности совершённого действия не отменяет самого факта совершения и созданных им новых последствий

Божью коровку
Приняв за скорлупку
Случайно сдавил…

Мысль об убийстве
Как карму свою принимаю…
А проку-то что!?..

7.04.2010, Бохум


© Тарас А. Шиян, 1998-2010.