ВОРОНЦОВКА-96

(лирические воспоминания)

 

* Воронцовка - небольшой населенный пункт в горах в двух десятках километров от Сочи, вблизи которого находятся Воронцовский турприют и Воронцовская пещера. Здесь в течение ряда лет Клуб спелеологов (КС) МГУ проводит зимой свои спелеошколы.

 

 

* * *
                   Т.Ш.

Дыра разверзлася глубоко.
Ждала пещера храбреца,
Расставив сети сталактитов.

И он пришел... с веревкой длинной,
Смеясь, как божия гроза.
И быстро в недра погрузился...

Доныне можно услыхать
В пещере звуки странных песен...

Георгий Нефедьев

"Никто не знает своей судьбы. Не знал ее и Нэд Мелоун, подходя к зданию Зоологического института, что в этот промозглый весенний вечер 190... года он стоял на пороге удивительнейших приключений". – Так начинался "Затерянный мир" – самый любимый диафильм моего детства.
Не знал своей судьбы и я, когда прогуливался по этажу философского факультета и, коротая время, читал объявления. Объявление, привлекшее мое внимание, было черно-белым и - как я знаю теперь - повторяющимся почти без изменений из года в год:

Вы что-то хотите, но не знаете что?
Приходите к нам, у нас этого – навалом!

Я подумал: "Почему бы нет?" – И поехал на Кавказ, на очередную зимнюю спелеошколу Клуба спелеологов МГУ.

Воронцовский сонет

Горы, скалы, камни;
Граб, самшит, вьюны;
Мох замерз кораллом;
Красные цветы.

В черные провалы
Канул ручеек.
В горы, в камни, в скалы
Врезался поток.

По стенам каньона
Папоротник взрос;
Корни, ветер, влага
Источат утес,
Кручу водопада
Превращая в плес.

Когда мы в последних числах января приехали в горы, моросил дождь, в лесу пестрели неизвестные красные цветы, а зимнего снега не было и в помине. Но в ночь на 1-ое февраля зима напомнила о себе и все вокруг усыпало снегом. После завтрака я в одиночестве отправился по свежему снегу прогуляться к пещерам.

Лес на склонах укутал
Этой ночью выпавший снег
Но в щели
                   под скалой,
                                        где сухая листва
Круглые, как японские фонари
Два лиловых цветка

Один из входов в Воронцовскую пещеру называется "грот Пантеон". Тем же утром, проходя мимо:

Скалы,
            вьюны,
                          деревья самшита
Засыпал снег
Тихо в горном лесу
Голоса из провала
Молча стою я у входа

Еще один вход в Воронцовскую систему пещер, начинающийся сорокаметровым колодцем, называется "Кабаний провал". Многие спелеологи считают, что надо избегать ночных выходов в пещеру, но – так или иначе – мое первое путешествие в настоящую вертикальную полость оказалось именно ночным. По возвращении в Москву, этот эпизод вспоминался приблизительно так:

Уже за полночь
Самохват срывается с веревки
Фонарик гаснет
Ты висишь
О, бездна философских ощущений!

Единственный известный мне специфически спелеологический фольклорный персонаж – Белый Спелеолог, или просто, Белый. Вот один из случаев встречи с этим существом. На Воронцовке мне захотелось искупаться в незамерзающей подземной реке, и я уговорил своего инструктора подыскать для этого подходящее место. Вместе с нами пошла одна из девушек нашей спелеошколы. Пока я купался, а инструктор готовил чай, девушка стала бродить по пещерному залу. На дальнем уступе она заметила белую человеческую фигуру и хотела отойти, решив, что это я голым вылез из воды. Но в этот момент донесся мой радостный вопль совсем из другой стороны. Девушка потом долго рассказывала о своих впечатлениях. Я выразил это несколько более сдержанно:

Подземный чай на берегу реки
Я нагишом в воде между камнями
Кричу, резвясь
Ты, встретив Белого, услышала мой крик
И вздрогнула

На следующий день мы уходили с приюта. С неба светило весеннее солнце, снег стаял, а свитера и куртки оказались в руках, обнажив майки и голые торсы... Небольшая прогулка, рейсовый автобус, кафе на побережье – и зеленый змей пассажирского поезда уносил нас обратно в московскую зиму... Древнее существо – летающий ящер – привезенное Челленджером в прокуренный город, вырвалось из плена и, повинуясь инстинкту, устремилось назад, в уже открытый, но все еще прекрасный и загадочный Затерянный мир.

Воронцовка-Москва,
февраль 1996


© Тарас А. Шиян, 1996.