Страсбуржские меланхолии

(17-18 сентября 2009)

 

Набережная опавших каштанов

17.09.2009. От Российского консульства я дошел до дворца Рейна. Листья растущих вдоль реки каштанов засыхают и свертываются прямо на деревьях, и, опадая, усыпают нижнюю набережную Иля влажным шуршащим коричневым ковром. Я удивлен такой несхожестью с нашим, сочным и разноцветным московским листопадом. Спускаюсь к неширокой тихой речке, напомнившей мне почему-то какой-нибудь провинциальный русский городок, незаметно переходящий в село, возможно, из-за относительного безлюдья и отсутствия сколь-нибудь полного каменно-асфальтового покрытия набережной. Я устроился на скамеечке. Изредка пробегали французы в спортивных костюмах. Дети, видимо, возвращались из школы. Несколько раз по реке прошел небольшой прогулочный катер, разгоняя фланирующих вдоль берега уток. После фрайбуржкого лета на этом пяточке Страсбурга впервые почувствовалась осень.

* * *

Листья каштанов
Съёживаются на ветру
Коричневой коркой
Жухлые листья
Трепыхают на ветках

* * *

Газон вдоль реки
Струпьями листья покрыли
Опавших каштанов
Влажно шуршат под ногами
Случайных прохожих

* * *

По маленькой речке
Курсируют
Катера для прогулок
Утки плывут врассыпную
Гула страшась

Напротив, на другой стороне реки виднелся старинный дом в духе «Трех мушкетеров». Невдалеке слева – мост, по которому время от времени пробегали через Иль страсбуржские трамваи «современной», обтекаемой формы

Супер-трамвай
Летит через мост
Над тихой речушкой
Показуху устроил, малец
Перед старыми стенами

Я перешел реку и оказался на широком бульваре, усаженном еще совершенно зелеными платанами. Даже их стволы были светло зелеными от молодой кожицы, растущей взамен опавшим серым чешуям старой коры. Это сильно контрастировало с только что покинутой «набережной опавших каштанов»

На бульваре платанов
В зелени все
Даже стволы их
Сбросив старую корку
Зелеными стали


 

Богородица

17.09.2009. Страсбуржский кафедральный собор Нотр-Дам один из старейших и интереснейших виденных мной готических соборов, он чем-то сближается в моем восприятии с собором Базеля.
Собственно, ядро собора: главные хоры с круглым куполом над ними и примыкающие к хорам завершения боковых нефов, – еще романские. После легкого увлечения готикой начинаешь ценить эту суровую и величественную архитектуру средневековья, восходящую корнями к позднему Риму. Возможно, русскому менталитету, произрастающему из византийской традиции, это действительно ближе, чем изощренная «барочная» изукрашенность готического декора.
К романскому ядру пристроены продольные нефы, являющие, в некотором смысле, квинтэссенцию готики: стены собора заканчиваются где-то на половине высоты боковых нефов и продолжаются поясом почти сплошных витражей, разделенных относительно узкими колоннами, подпирающими каменные своды. В главном нефе стен, фактически, вообще нет, и пояс сплошных витражей начинается сразу над сводами боковых нефов.

* * *

Романская мрачность
Надалтарного купола
Поражает контрастом
С готическим светом стекла
Растворяющим камень

* * *

Мозаики
Полутемной ротонды
Вспышкам мигают
Блистает искусственным светом
Романское золото

* * *

Галереями
Древнего храма
Долго брожу
Светятся стены стеклом
Витражей потускневших

18.09.2009. На следующий день я снова посетил собор, но уже в вечернее время. Кроме укрепления общего впечатления, я обратил внимание на западную розу необычной желто-коричневой расцветки, в вечернем освещении создававшей впечатление солнцепдобного узора откуда-нибудь из Перу или Центральной Америки

Роза
Страсбуржского собора
Золотится от света
Словно рождается вновь
Империя Солнца


 

Птичья халява

17.09.2009. Есть в Страсбурге уголок, где частично сохранились бывшие городские укрепления. Река здесь разделяется на несколько рукавов и на стрелке каждого островка стоит уцелевшая крепостная башня. С одной стороны к реке примыкает крепость-здание бывшей таможни (монастыря, тюрьмы, лечебницы святой Маргариты). Верхнее течение Иля скрывается бастионом, перекинутым через реку в виде моста и создающим здесь иллюзию некоторого затона, тихой речной заводи, населенной различной водоплавающей птицей, во многом мне неизвестной. На стрелках островов, у подножий башен обустроены смотровые площадки с видом на «заводь». Уровень воды на этом участке поднят и в одном из рукавов находится вновь заработавший старинный шлюз

Плотина у шлюза
Реку
Быками сковала
Рваный несется поток
Уздой возбужденный

* * *

Утки
В заводи над плотиной
Плавают без суеты
Тюрьма святой Маргариты
В окошки смотрит за ними

В предвечернем затишье утки начали нервничать и кричать что-то тревожное

Утки громко кричат
Над вечерней водой
В заводи у плотины

Группа белых лебедей, не спеша, пересекла «заводь» и скрылась за поворотом, провожаемая отрывистыми криками уток

Лебеди
Неторопливо
Проплыли на фоне моста
Утки кричат им вдогонку
Наглое что-то

* * *

Черная курица
На ножке стоит
Средь реки
Как ты попала туда
Странная птица?


 

Мостик стеклянный над илистой речкой

18.09.2009. По Илю ходят прогулочные катера. Проплывают они и по «птичьей заводи», проходя на входе и выходе старинные шлюзы.

На дальнем от заводи, «входном» шлюзе

Водоросли
Прилипли к камням…
Корни растений
Цепляются за неровности
В шлюзе старинном

Обойдя вокруг исторического центра, катера делают крюк в сторону по реке, до Европейского квартала, где сосредоточились страсбуржские «европейские институты».

По дороге к Европейскому кварталу

Птицы
Кормящиеся на Иле
Давно уж привыкли
К бестолковым прогулкам
Больших катеров

Из увиденных в Европейском квартале конструкций, меня позабавил перекинутый над рекой застекленный мост, соединивший два корпуса Европарламента: большие люди нуждаются в комфорте.
Я большой нелюбтель современной архитектуры из стекла, стали и бетона. Это часто весьма практично и в некоторых случаях незаменимо, но к искусству не имеет никакого отношения. Это вопрос экономики и утилитаризма, а не искусствоведения. В моих глазах, европейцы частенько ведут себя как дети, восторгаясь и гордясь блестящими конструкциями современных строений, словно старинные дикари, падкие на зеркала и блестящие жестянки.
Впрочем, далеко не все европейцы, конечно, если вспомнить неоднозначную реакцию на стеклянную пирамиду во дворе Лувра. Но восторги аудио-гида, звучавшего на корабле, конечно же, не оставили меня равнодушным и подтолкнули к написанию нескольких филиппик.

* * *

Институты Европы
Империя
Из стекла и металла
Редкая зелень растет
В оковах бетона

* * *

Здание
Страсбуржского суда
В конвульсиях архитектуры
Право, неужто под крышей
Человечное что-то?

Выйдя с катера, дошли вдоль реки до Маленькой Франции, где расположен «входной» шлюз к «тихой заводи». Когда-то здесь располагалась территория для лечения «французских недугов», от чего и пошло ироничное название квартала. Здесь же в старину располагались и прачечные.

Под плотиной со шлюзом в разлившемся озере замусоренной воды плавала пара лебедей. Заметив нас сквозь завесу плакучих ивовых ветвей, они направились к нашему берегу и проплыли мимо, как бы сами по себе, но, явно, надеясь на подачку

За плакучими ивами
Нас заприметив
Спешно плывут
Будто не ждут ничего
Белые лебеди


 

Стихи:
17-18 сентября 2009,
Страсбург;

редактура и обрамление:
18-19, 22-23, 28 октября 2009,
Бохум.


© Тарас А. Шиян, 2009.