Две природы

(9-12 июня 2009)

 

Старые мастера

Главная достопримечательность Дрездена - музейные коллекции, среди которых наиболее интересна - Галерея старых мастеров, на осмотр которой я потратил два дня.

9.06.2009. Картина Тициана "Der Zinsgroschen" (1516 г.), по преданию, была написана на дверце шкафчика, в котором заказчик хранил свою коллекцию монет. Говорят, что Ф.М. Достоевский (многократно живавший в Дрездене), проигравшись в казино, часто приходил в Галерею и часами просиживал у двух картин: перед Сикстинской мадонной Рафаэля и этой картиной Тициана.

Проигравшийся Достоевский
Часами сидел пред картиной
За которой хранились монеты
Как будто ее созерцанье
Поможет финансам

9.06.2009. В коллекции Галереи - цикл психологических портретов Пьетро Антонио графа Ротари, созданных в связи с учением физиогномики. В 1756-м по инициативе графа И.И. Шувалова Ротари приглашают в Санкт-Петербург, где художник остается до своей смерти в 1762-м году. В России им было создано несколько сотен картин.

Лики души
Графа Ротари
Смотрят со стен

10.06.2009. В переулке недалеко от нашей гостиницы

В Саксонии
Липа цветет
И пыль от ковров
Выбиваемых где-то хозяйкой
Не может забить ее запах

10.06.2009. На трамвайной остановке около нашей гостиницы

Дрозд
На трамвайных путях
Ищет чего-то
Как будто в траве между рельс
Огород себе создал

10.06.2009. У картины Джузепе де Рибера "Диоген" (1637 г.)

Диоген
С лампой старинной
Смотрит с картины
Тщится пред ней разглядеть он
Лики людей

10.06.2009. Снова у картины Тициана "Der Zinsgroschen" (см. предыдущую танку об этой картине и предисловие к ней)

Я тоже сижу пред картиной
В толстеннейшей раме
Что дверцей когда-то была
Быть может, финансы мои
Поправятся тоже?

10.06.2009. На берегу Эльбы

После Сикстинской мадонны
Хочется созерцать
Хоть бы этот простор
Над холодной саксонской рекою
И деревья вдали


 

Московские посиделки (10.06.2009)

У главного железнодорожного вокзала

Может, это
Немецкая сентиментальность
Дает себя знать:
Никогда не встречал я в России
Плакучих берез

Сидя на газоне, созерцаю русский православный храм (св. Симеона Дивногорца) на закате

Сумерки
Только небо горит голубым
И на фоне прозрачной лазури
Белый камень возносится ввысь
Как московский узор

* * *

Белый камень московского храма
Меж зеленых деревьев
Когда б не немецкая речь
Я бы думал, что вдруг оказался
В московской глубинке

* * *

Сквозь листву тополей
Купола православного храма
На фоне небес
Словно в сумерки чудом попал
В восточную сказку


 

Культурный водоворот (11.06.2009)

Во время нашего пребывания в Дрездене скульптурная галерея была закрыта, но в Японском дворце работала выставка античной скульптуры, основанная на ее коллекции и коллекции Прадо. Наиболее интересная часть выставки была организована по именам скульпторов (представленных, конечно, римскими копиями): Пракситель, Поликлейтос, Фидий и Мирон.

В зале Праксителя

Брожу
Между копий Праксителя
Античных времен
Возможно, что римляне были
Не так уж безвкусны

В дрезденской университетской библиотеке хранится одна из четырех известных на сегодня книг майя, так называемый "Дрезденский кодекс".

Кодекс выставлен в музее книги, но доступ в музей возможен только по предварительной записи, что затруднено моим полным незнанием немецкого. Когда мне сообщили о возможности и времени посещения, пришлось за двадцать минут добираться на другой конец Дрездена и к началу показа я существенно опоздал. В результате, я имел только несколько минут для ознакомления с Дрезденским кодексом и другими раритетами музея (среди которых: книга, написанная рукой Лютера, альбом зарисовок Альбрехта Дюрера, первый лист библии Гуттенберга (сама библия, как оказалось, хранится где-то в Москве)), и большей части посмотреть не успел

В пене и мыле
Несусь через Дрезден
В тщетной надежде
Не опоздать на просмотр
Кодекса майя

После Музея книги с некоторыми колебаниями вернулся на недосмотренную выставку. В зале Фидия была выставлена уменьшенная римская мраморная копия (из Прадо) его 12-ти метровой статуи Афины из Парфенона.

В греческом зале
Созерцаю Афину Литоту
Что прозвана Девой
Фидий искусный нам создал
Божественный образ


 

Прощальное дежавю

11.06.2009. Вечером на улицах Дрездена

Разноцветные розы
Кустами растут вдоль дорог
Но сегодняшний ветер
Состарил цветы все до срока
Разметав лепестки

12.06.2009. Снова на трамвайной остановке

Дрозд на путях
Ищет чего-то опять
Прыгает по траве

12.06.2009. На Прагере перед поездом решил выпить кружечку немецкого пива

Наглые саксонские воробьи
Не дают выпить пива
Слетаются тотчас к столу
На спинки кресел
И смотрят с надеждой

 

 

9-12, 15 июня 2009,
Дрезден – Прага


© Тарас А. Шиян, 2009.