Перекрестье миров

(Пражская весна 2009)

(апрель - июнь 2009)

Трансцендентальный перелет

(2-3 апреля 2009, Москва - Мюнхен - Прага)

2 апреля 2009. Сидя в аэроэкспрессе Москва – Домодедово, предвкушал, как я думал, скорую и почти часовую пересадку в Калининграде. Чтобы хоть так, раз не случилось мне побывать непосредственно в Кёнигсберге, приобщиться к кантовской почве. В нетерпеливом ожидании этого часа, написал:

Словно
В машине времени...
Стал моложе на час
Приземлившись
В городе Канта

Правда, оказалось, что рейс из Москвы откладывается на несколько часов, а следовательно, я уже не успеваю пересесть на Прагу. Чтобы исправить ситуацию, ради меня и еще троих таких же пострадавших в Калининграде был задержан самолет на Мюнхен, и в калининградском аэропорту я провел только с десяток минут, необходимых, чтобы пробежать мимо контроля до трапа следующего самолета. Смены часового пояса я, конечно же, не заметил. В итоге, самым приятным событием обоих перелетов, оказалось соседство с осетинкой из Владикавказа, летевшей в один из немецких университетов читать лекции по философии музыки.

2 апреля 2009. По моим сведениям, в Мюнхене, в одном из францисканских соборов сохранилась могила английского философа, логика и политического писателя брата Уильяма из Оккама. Для меня это одна из знаковых фигур средневековой философии и, используя запланированную в Мюнхене на конец февраля конференцию, я собирался разыскать место последнего упокоения этого мятежного францисканца. К сожалению, ожидание визы растянулось на многие месяцы, и на конференцию я не попал. И вот, будто исправляя свою вину, судьба доставляет меня в аэропорт Мюнхена, выдает купон на еду, полчаса времени и автобус до Праги. Правда, об Оккаме я в тот вечер так и не вспомнил.

Трескаю сэндвич
Где-то под Мюнхеном…
Надо скорее успеть
Погрузиться в автобус
Отъезжающий в Прагу

3 апреля 2009. Утром второго апреля, уезжая из Москвы, видел снежную крупу, посыпающую все еще темно-серый лес и покрытую жухлыми листьями землю. А к вечеру оказался среди людей, разгуливающих в майках, в окружении уже распускающейся зелени кустов и деревьев.

Фактически, первым "местом", увиденным мной в Праге, оказалась ротонда, одиноко стоявшая около какого-то кладбищенского забора недалеко от здания полиции. Позже я выяснил, что это знаменитое Ольшанское кладбище, в православной части которого лежат участники многих заграничных походов русской армии, начиная с 1813-го года. Нашли здесь упокоение и русские эмигранты, в частности, проведший в Праге последние годы жизни Аркадий Аверченко. В иудейской части Ольшанского кладбища находится могила Франца Кафки.
Другое значимое для меня место, куда я забрел в первое утро своего пребывания в Праге, – Карлово нaместье. Карлово наместье, или Карлова площадь, – сквер в центре Праги. С одного торца его замыкает ратуша Нового места, с другой – так называемый Дом Фауста. Во времена Рудольфа II в этом доме проживал английский алхимик (и, как многие убеждены, отъявленный мошенник) Эдуард Келли. По распространенным россказням, здесь он продал свою душу дьяволу, и та была унесена в преисподнюю через дыру в потолке. В течение ряда лет Келли помогал в опытах по некромантии другому знаменитому английскому мистику, математику, астроному (астрологу), географу и т.д. Джону Ди. По имеющимся сведениям, Джон Ди тоже провел несколько лет (в начале 1580-х) в Праге и, возможно, жил в этом же доме. Впоследствии легенда об Эдуарде Келли была связана с именем еще одного, уже немецкого искателя Тайн – доктора Фауста. В начале XVIII века в доме устроил лабораторию химик Фердинанд Младота, что, возможно, также поспособствовало репутации дома, о котором существуют и другие легенды, связанные с событиями более позднего времени. Ныне в доме располагается аптека.
В некоторых путеводителях пишут, что посетителям до сих пор показывают потолок с проломленной дырой, той самой… Я сделал несколько попыток познакомиться с этой тайной, но не смог найти никого, кто бы желал что-либо показывать, поэтому существование дыры в потолке подтвердить не могу. Впрочем, злополучного 13-го февраля 1945-го года группа британских бомбардировщиков, перепутав Прагу с Дрезденом, бомбила этот район. Существенно пострадал находящийся рядом Эммаузский монастырь – средневековый центр славянского богослужения и образования, с уникальными фресками 14-го века. Одна из бомб попала в Фаустов дом, разрушив перекрытия. Тоже, в общем-то, инфернальные дыры. Как, впрочем, и вся история с англо-американской бомбардировкой Дрездена.

Ошалев от дороги
И бессонных ночей
Колоброжу по Праге
За день пытаюсь впитать
О чем грезил годами


 

Трещина между мирами

(апрель-май 2009, Прага)

Сумерки – трещина между мирами.
Карлос Кастанеда.

24 апреля 2009. Первое вечернее размышление в Пражском граде. Дневное впечатление от Пражского града было разочаровывающим: толпы народа, всюду и на всем делают деньги, самые интересные части памятников закрыты на ремонт. Но пробродив до вечера, я почувствовал другую, словно проснувшуюся Пражскую крепость.

Ровно в шесть
Час побужденья
Вечером
Когда уходят туристы
Пражский град оживает

Я был так удивлен этим наблюдением, что развил тему в еще одном, отдельном стихотворении. Только поймав себя на аналогичных ощущениях вечером в Карлштейне, я задумался, что, в общем-то, это вполне очевидно и, видимо, даже банально. По крайней мере, весь мой археологический, этнографический и туристический опыт вполне согласуются с этим. Хотя потом возникли и некоторые сомнения, что дело только в туристах…

28 апреля 2009. Первая пражская дефенестрация, или выглядывание из окон. На смотровой площадке башни Новоместской ратуши

С ратуши Нового места
На крыши смотрю
Окрест себя созерцая
Между зеленых холмов
Башни соборов

Одно время, ратуша использовалась и как тюрьма. В 1419-м году под окнами Новоместской ратуши (ее башня не была еще построена) собирается толпа. Люди, возглавляемые радикалом Яном Желивским, требовали освобождения заключенных в ратуше последователей Яна Гуса. Не дождавшись положительного ответа, толпа ворвалась в ратушу, освободила заключенных и выбросила из окон семь находившихся в ратуше официальных лиц. Это событие получило название первого пражского выбрасывания из окон.

1 мая 2009. Второе вечернее размышление в Пражском граде. Оказавшись в Пражском граде поздним вечером, я увидел множество народа, но ощущение живой крепости осталось. Тогда я предположил другую причину дневного оцепенения града.

Ночью
Пражский град оживает
Ночью
Когда уходят торговцы
Начинается жизнь

Ночное впечатление от Собора Святого Вита

Паутина из камня
В темноте
Начинает светиться
И тогда de profundis
Возникает мираж


 

Пять стихий

25 мая 2009. Вода – дерево. Плавали на прогулочном катере по Влтаве с заходом в канал Чертовка, к заводи с мельничным колесом, которая так понравилась мне несколькими неделями ранее

На катере
Плаваем по Чертовке
Но деревья уже отцвели
И тихая заводь
Показалась невзрачной

25 мая 2009. Воздух – вода. Вторая пражская дефенестрация, или выглядывание из окон. На смотровой площадке Староместской башни Карлова моста

На площадке
Парлержевой башни
Гуляю с женой

Смотрю
Как у берега Влтавы
Плавает лебедь

27 мая 2009. Земля – огонь. Размышление в лесу на склоне скалы Пражского града, куда я вышел в поисках знаменитого Оленьего рва

У подножья горы
Бегают
Автомашины
Если это и есть древний ров
Почему же он назван оленьим?


 

Тат свам аси

1.06.2009. Согласно буддистской легенде, жил в общине слепой монах Чаккхупала. Как-то раз, во время своих прогулок, он растоптал мириады насекомых, но Будда не нашел в его поступке мысли об убийстве и оставил Чаккхупалу в общине.

Решил воспользоваться бесплатным входом и посетить пражский Национальный музей. Перед стендами зоологической экспозиции возникла следующая мысль

Так много загубленных жизней
       увидел в музее!
Но ведал ли сборщик коллекций
       мысль об убийстве?
Иль словно слепой Чаккхупáла
       остался безвинен?

 

1.06.2009. В Праге находится древнейшая из сохранившихся синагог в Европе (и единственная средневековая), построенная около 1270 года. На протяжении всего своего существования она оставалась главной синагогой пражской еврейской общины. В ней служил рабби Лёви, с которым связана знаменитая пражская легенда о Големе; многократно упоминается в романе "Голем" Густава Майринка.

Синагога до сих пор действует, и в нее пускают туристов за приличную плату. В отличие от православных храмов, мужчина должен находиться в синагоге обязательно с покрытой головой. У кого нет с собой головного убора, тем дают специальную маленькую синенькую шапочку в форме плоского колпачка. Не знаю, как на характерной еврейской лысинке, а на моем славянском хайре она никак не хотела держаться и постоянно соскальзывала на пол, лишь немного я мотну головой или посмотрю по сторонам

Чуть посмотрю в потолок
Шапочка
На пол скользит
Как будто в дурацкий колпак
Меня обрядили

* * *

Постоянно
Хватаюсь за голову
Не держится
Еврейская шапочка
На не обрезанной голове


 

В точке солнцестояния

5.06.2009. На Староместской площади стоит большой готический храм Пани Марии пред Тыном (построенный по проекту учеников Петра Парлержа). Одно время он был главным гуситским собором и его венчало изображение золотой чаши. В алтарной части храма был захоронен датский астроном Тихо Браге, проработавший последние годы в Праге, при дворе Рудольфа II. На плите красного камня изображен рыцарь в доспехах, держащий в левой руке меч, а правой – опирающийся о глобус. Чуть позже, после тридцатилетней войны храм перешел к иезуитам, изнутри был переоформлен в барочном стиле, а золотой кубок переплавили в нимб для статуи богородицы. Но и барочного интерьера осталось немного: сейчас чуть ли не все пражские церкви заполнены пластиковыми или фанерными барочными алтарями, имитирующими точеный камень, с позолотой, резьбой и т.п. Из далека – очень красочно и пышно

В храме гуситском
       чаши давно уже нет.
Вечернее солнце
       освещает алтарь из пластмассы.
Но на камне надгробном
       рыцарь стоит на часах

У могильной плиты Тихо Браге

Рыцарь
В кованых латах
Приобперся о глобус
Век кабальеро
Смыкается с веком ученых


 

На границе миров

21 июня 2009. Наблюдение в соборе святого Вита

Группа буддийских монахов
В храме святого Вита
Делает фотки

 

22 июня 2009. Посетил Пражский еврейский музей, в частности, средневековое еврейское кладбище, где сохранилась могила знаменитого каббалиста рабби Лёва.

У гробницы раввина Староновой синагоги Иегуда Лива бен Бецалеля (рабби Лёва), оживившего, по преданию, с помощью каббалистической формулы глиняную человекоподобную фигуру – Голема

По щербатому камню
Бесстыже снуют муравьи
Видно, разведать хотят
Тайну, создания жизни
Из праха земного

На старом еврейском кладбище

Улитка
На каменной стеле
Беспечно застыла
Чего позабыла ты здесь
В пустыне камней

 

22 июня 2009. Наблюдение в метро

Негр с джаз-бандой
Наяривают
Хаванагилу
Еще один пражский аспект
Мульти-культуры


 

Чешский Фавор,
или еще одно гуситское брождение

23 июня 2009. Посещение Тaбора - основанного Яном Жижкой города-крепости-коммуны, центра радикального гуситского движения.

Бдение седьмое. На Бехиньской башне таборской крепости

* * *

С таборской башни
Окрест смотрю
Приближаются тучи

* * *

Дождливые тучи
Дымкой покрыли холмы...
Но вижу с башни старинной
Что там, за рекой
Все же есть солнце

* * *

Зеленые ежики
С белой опушкой
Расставили копья -
Старые камни на башне
Мох испещрил


На улицах Табора

Брожу
По таборским улочкам
Под раскаты шагов
Словно город захлопал в ладоши
Не пойму почему


 

Апрель - июнь 2009,
Москва - Мюнхен - Прага - Табор - Москва


© Тарас А. Шиян, 2009.