(апрель - июнь 2009)
(2-3 апреля 2009, Москва - Мюнхен - Прага)
2 апреля 2009. Сидя в аэроэкспрессе Москва Домодедово, предвкушал, как я думал, скорую и почти часовую пересадку в Калининграде. Чтобы хоть так, раз не случилось мне побывать непосредственно в Кёнигсберге, приобщиться к кантовской почве. В нетерпеливом ожидании этого часа, написал:
Словно
В машине времени...
Стал моложе на час
Приземлившись
В городе Канта
Правда, оказалось, что рейс из Москвы откладывается на несколько часов, а следовательно, я уже не успеваю пересесть на Прагу. Чтобы исправить ситуацию, ради меня и еще троих таких же пострадавших в Калининграде был задержан самолет на Мюнхен, и в калининградском аэропорту я провел только с десяток минут, необходимых, чтобы пробежать мимо контроля до трапа следующего самолета. Смены часового пояса я, конечно же, не заметил. В итоге, самым приятным событием обоих перелетов, оказалось соседство с осетинкой из Владикавказа, летевшей в один из немецких университетов читать лекции по философии музыки.
2 апреля 2009. По моим сведениям, в Мюнхене, в одном из францисканских соборов сохранилась могила английского философа, логика и политического писателя брата Уильяма из Оккама. Для меня это одна из знаковых фигур средневековой философии и, используя запланированную в Мюнхене на конец февраля конференцию, я собирался разыскать место последнего упокоения этого мятежного францисканца. К сожалению, ожидание визы растянулось на многие месяцы, и на конференцию я не попал. И вот, будто исправляя свою вину, судьба доставляет меня в аэропорт Мюнхена, выдает купон на еду, полчаса времени и автобус до Праги. Правда, об Оккаме я в тот вечер так и не вспомнил.
Трескаю сэндвич
Где-то под Мюнхеном…
Надо скорее успеть
Погрузиться в автобус
Отъезжающий в Прагу
3 апреля 2009. Утром второго апреля, уезжая из Москвы, видел снежную крупу, посыпающую все еще темно-серый лес и покрытую жухлыми листьями землю. А к вечеру оказался среди людей, разгуливающих в майках, в окружении уже распускающейся зелени кустов и деревьев.
Фактически, первым "местом", увиденным мной в Праге, оказалась
ротонда, одиноко стоявшая около какого-то кладбищенского забора недалеко от
здания полиции. Позже я выяснил, что это знаменитое Ольшанское кладбище, в православной
части которого лежат участники многих заграничных походов русской армии, начиная
с 1813-го года. Нашли здесь упокоение и русские эмигранты, в частности, проведший
в Праге последние годы жизни Аркадий Аверченко. В иудейской части Ольшанского
кладбища находится могила Франца Кафки.
Другое значимое для меня место, куда я забрел в первое утро своего пребывания
в Праге, Карлово нaместье. Карлово наместье, или Карлова площадь,
сквер в центре Праги. С одного торца его замыкает ратуша Нового места, с другой
так называемый Дом Фауста. Во времена Рудольфа II в этом доме проживал
английский алхимик (и, как многие убеждены, отъявленный мошенник) Эдуард Келли.
По распространенным россказням, здесь он продал свою душу дьяволу, и та была
унесена в преисподнюю через дыру в потолке. В течение ряда лет Келли помогал
в опытах по некромантии другому знаменитому английскому мистику, математику,
астроному (астрологу), географу и т.д. Джону Ди. По имеющимся сведениям, Джон
Ди тоже провел несколько лет (в начале 1580-х) в Праге и, возможно, жил в этом
же доме. Впоследствии легенда об Эдуарде Келли была связана с именем еще одного,
уже немецкого искателя Тайн доктора Фауста. В начале XVIII века в доме
устроил лабораторию химик Фердинанд Младота, что, возможно, также поспособствовало
репутации дома, о котором существуют и другие легенды, связанные с событиями
более позднего времени. Ныне в доме располагается аптека.
В некоторых путеводителях пишут, что посетителям до сих пор показывают потолок
с проломленной дырой, той самой… Я сделал несколько попыток познакомиться с
этой тайной, но не смог найти никого, кто бы желал что-либо показывать, поэтому
существование дыры в потолке подтвердить не могу. Впрочем, злополучного 13-го
февраля 1945-го года группа британских бомбардировщиков, перепутав Прагу с Дрезденом,
бомбила этот район. Существенно пострадал находящийся рядом Эммаузский монастырь
средневековый центр славянского богослужения и образования, с уникальными
фресками 14-го века. Одна из бомб попала в Фаустов дом, разрушив перекрытия.
Тоже, в общем-то, инфернальные дыры. Как, впрочем, и вся история с англо-американской
бомбардировкой Дрездена.
Ошалев от дороги
И бессонных ночей
Колоброжу по Праге
За день пытаюсь впитать
О чем грезил годами
(апрель-май 2009, Прага)
Сумерки трещина между мирами.
Карлос Кастанеда.
24 апреля 2009. Первое вечернее размышление в Пражском граде. Дневное впечатление от Пражского града было разочаровывающим: толпы народа, всюду и на всем делают деньги, самые интересные части памятников закрыты на ремонт. Но пробродив до вечера, я почувствовал другую, словно проснувшуюся Пражскую крепость.
Ровно в шесть
Час побужденья
Вечером
Когда уходят туристы
Пражский град оживаетЯ был так удивлен этим наблюдением, что развил тему в еще одном, отдельном стихотворении. Только поймав себя на аналогичных ощущениях вечером в Карлштейне, я задумался, что, в общем-то, это вполне очевидно и, видимо, даже банально. По крайней мере, весь мой археологический, этнографический и туристический опыт вполне согласуются с этим. Хотя потом возникли и некоторые сомнения, что дело только в туристах…
28 апреля 2009. Первая пражская дефенестрация, или выглядывание из окон. На смотровой площадке башни Новоместской ратуши
С ратуши Нового места
На крыши смотрю
Окрест себя созерцая
Между зеленых холмов
Башни соборовОдно время, ратуша использовалась и как тюрьма. В 1419-м году под окнами Новоместской ратуши (ее башня не была еще построена) собирается толпа. Люди, возглавляемые радикалом Яном Желивским, требовали освобождения заключенных в ратуше последователей Яна Гуса. Не дождавшись положительного ответа, толпа ворвалась в ратушу, освободила заключенных и выбросила из окон семь находившихся в ратуше официальных лиц. Это событие получило название первого пражского выбрасывания из окон.
1 мая 2009. Второе вечернее размышление в Пражском граде. Оказавшись в Пражском граде поздним вечером, я увидел множество народа, но ощущение живой крепости осталось. Тогда я предположил другую причину дневного оцепенения града.
Ночью
Пражский град оживает
Ночью
Когда уходят торговцы
Начинается жизньНочное впечатление от Собора Святого Вита
Паутина из камня
В темноте
Начинает светиться
И тогда de profundis
Возникает мираж
25 мая 2009. Вода дерево. Плавали на прогулочном катере по Влтаве с заходом в канал Чертовка, к заводи с мельничным колесом, которая так понравилась мне несколькими неделями ранее
На катере
Плаваем по Чертовке
Но деревья уже отцвели
И тихая заводь
Показалась невзрачной
25 мая 2009. Воздух вода. Вторая пражская дефенестрация, или выглядывание из окон. На смотровой площадке Староместской башни Карлова моста
На площадке
Парлержевой башни
Гуляю с женойСмотрю
Как у берега Влтавы
Плавает лебедь
27 мая 2009. Земля огонь. Размышление в лесу на склоне скалы Пражского града, куда я вышел в поисках знаменитого Оленьего рва
У подножья горы
Бегают
Автомашины
Если это и есть древний ров
Почему же он назван оленьим?
1.06.2009. Согласно буддистской легенде, жил в общине слепой монах Чаккхупала. Как-то раз, во время своих прогулок, он растоптал мириады насекомых, но Будда не нашел в его поступке мысли об убийстве и оставил Чаккхупалу в общине.
Решил воспользоваться бесплатным входом и посетить пражский Национальный музей. Перед стендами зоологической экспозиции возникла следующая мысль
Так много загубленных жизней
увидел в музее!
Но ведал ли сборщик коллекций
мысль об убийстве?
Иль словно слепой Чаккхупáла
остался безвинен?
1.06.2009. В Праге находится древнейшая из сохранившихся синагог в Европе (и единственная средневековая), построенная около 1270 года. На протяжении всего своего существования она оставалась главной синагогой пражской еврейской общины. В ней служил рабби Лёви, с которым связана знаменитая пражская легенда о Големе; многократно упоминается в романе "Голем" Густава Майринка.
Синагога до сих пор действует, и в нее пускают туристов за приличную плату. В отличие от православных храмов, мужчина должен находиться в синагоге обязательно с покрытой головой. У кого нет с собой головного убора, тем дают специальную маленькую синенькую шапочку в форме плоского колпачка. Не знаю, как на характерной еврейской лысинке, а на моем славянском хайре она никак не хотела держаться и постоянно соскальзывала на пол, лишь немного я мотну головой или посмотрю по сторонам
Чуть посмотрю в потолок
Шапочка
На пол скользит
Как будто в дурацкий колпак
Меня обрядили* * *
Постоянно
Хватаюсь за голову
Не держится
Еврейская шапочка
На не обрезанной голове
5.06.2009. На Староместской площади стоит большой готический храм Пани Марии пред Тыном (построенный по проекту учеников Петра Парлержа). Одно время он был главным гуситским собором и его венчало изображение золотой чаши. В алтарной части храма был захоронен датский астроном Тихо Браге, проработавший последние годы в Праге, при дворе Рудольфа II. На плите красного камня изображен рыцарь в доспехах, держащий в левой руке меч, а правой опирающийся о глобус. Чуть позже, после тридцатилетней войны храм перешел к иезуитам, изнутри был переоформлен в барочном стиле, а золотой кубок переплавили в нимб для статуи богородицы. Но и барочного интерьера осталось немного: сейчас чуть ли не все пражские церкви заполнены пластиковыми или фанерными барочными алтарями, имитирующими точеный камень, с позолотой, резьбой и т.п. Из далека очень красочно и пышно
В храме гуситском
чаши давно уже нет.
Вечернее солнце
освещает алтарь из пластмассы.
Но на камне надгробном
рыцарь стоит на часахУ могильной плиты Тихо Браге
Рыцарь
В кованых латах
Приобперся о глобус
Век кабальеро
Смыкается с веком ученых
21 июня 2009. Наблюдение в соборе святого Вита
Группа буддийских монахов
В храме святого Вита
Делает фотки
22 июня 2009. Посетил Пражский еврейский музей, в частности, средневековое еврейское кладбище, где сохранилась могила знаменитого каббалиста рабби Лёва.
У гробницы раввина Староновой синагоги Иегуда Лива бен Бецалеля (рабби Лёва), оживившего, по преданию, с помощью каббалистической формулы глиняную человекоподобную фигуру Голема
По щербатому камню
Бесстыже снуют муравьи
Видно, разведать хотят
Тайну, создания жизни
Из праха земногоНа старом еврейском кладбище
Улитка
На каменной стеле
Беспечно застыла
Чего позабыла ты здесь
В пустыне камней
22 июня 2009. Наблюдение в метро
Негр с джаз-бандой
Наяривают
Хаванагилу
Еще один пражский аспект
Мульти-культуры
23 июня 2009. Посещение Тaбора - основанного Яном Жижкой города-крепости-коммуны, центра радикального гуситского движения.
Бдение седьмое. На Бехиньской башне таборской крепости
* * *
С таборской башни
Окрест смотрю
Приближаются тучи* * *
Дождливые тучи
Дымкой покрыли холмы...
Но вижу с башни старинной
Что там, за рекой
Все же есть солнце* * *
Зеленые ежики
С белой опушкой
Расставили копья -
Старые камни на башне
Мох испещрил
На улицах Табора
Брожу
По таборским улочкам
Под раскаты шагов
Словно город захлопал в ладоши
Не пойму почему
Апрель - июнь 2009,
Москва - Мюнхен - Прага - Табор - Москва