Палестинское многоточие

(24 декабря 2009 - 3 января 2010)

 

Палестина – историческое название южной части переднеазиатского побережья; примерно совпадает с землями современного Израиля и подконтрольных ему территорий. С древности заселена различными народами семитской языковой группы. Помимо финикийских колоний и небольших местных государств, существовавших на этой территории, Палестина входила в состав египетского, персидского и различных эллинистических царств, римской империи, различных исламских государств. Овладение Палестиной было целью серии крестовых походов, в результате которых на её территории создано Иерусалимское королевство, просуществовавшее до конца XIII века.


 

24.12.2009. Первое хождение в Иерусалим. Гиенном, или долина детей Енномовых – овраг в Иерусалиме, у южной стены современного Старого города, к западу от руин древнего города Давида. Здесь со времен Соломона существовали капища, в которых евреи-язычники совершали человеческие жертвоприношения. Позднее, в эпоху очередной борьбы за единобожие в овраге была устроена свалка для трупов, и постоянно поддерживался очистительный огонь. Овраг многократно упоминается в Библии, и через метафорику Нового Завета "геенна огненная" становится синонимом "царства мертвых", или Ада.

… и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь…; и приносил жертвы и курения на высотах, и на холмах, и под всяким ветвистым деревом.
Вторая книга Паралипоменон 28 3-4.

Гуляя в овраге между районом Ямин Мошe и Старым городом, миновали, видимо недавно горевшую, помойку, сохранившую вокруг себя сладковатый аромат недавнего пожара. Зная, что недалеко располагалась библейская геенна, написал

В овраге
У Старого города
Аромат застарелого дыма…
Как будто стоит этот запах
От библейских сказаний


 

25.12.2009. На побережье Мертвого моря.

Кумран – оазис на северо-западном берегу Мертвого моря, недалеко от впадения в него реки Иордан. В пещерах возле Кумрана в середине XX века были найдены рукописи на древнееврейском, арамейском и древнегреческом языках, содержащие древнейшие известные фрагменты Ветхого завета и различные религиозные тексты ессеев. В усадьбе эллинистического времени, развалины которой доступны для осмотра, по рассказываемой туристам версии, как раз и обитала община ессеев.

Вид с кумранского плато на Иудейскую пустыню и Мертвое море

Зной
В конце декабря
Слепит глаза…
Сизое марево
Кумранское море скрывает

У развалин "Усадьбы ессеев"

Протекшее время
Горы размыло
Отрогами балок…
Мух у кумранских руин
Декабрьский голод терзает

Вид со скал над Кумраном

Скалы
Над кумранским плато
В коричневой ржави

Словно бивни слоновьи
Отроги оврагов белы
Под кумранским оазисом

 

Мертвое, Асфальтовое, или Соленое море, оно же море Лота – соленое озеро, находящееся на 400 метров ниже уровня мирового океана. В наши дни известно целебной водой и грязями.

На пляже у Мертвого моря

Четыреста метров
Под уровнем моря…
Толпы туристов
Принимают, копаясь в грязи
Мертвые процедуры


 

26.12.2009. В лесопарке. Парк Айалон – природно-ландшафтный парк недалеко от Иерусалима, вблизи местечка Эммауса-Никополиса, которое иногда отождествляют с Эммаусам, упоминаемым евангелистом Лукой.

В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус…
Лука 24 13.

Вечер в горах

Палестинские горы
Кипарис и маслины покрыли
Между скальных прогалин…
Сквозь дыру в облаках
Обнаженное солнце краснеет


 

27.12.2009. Подземные владения крестоносцев. Акра – город на побережье Средиземного моря, основанный финикийцами и сменивший множество владельцев, от древних египтян до турок. В эллинистический и римский периоды – Птолемаида, многократно упоминаемая в Новом завете. В эпоху Крестовых походов в Акре возникли собственные кварталы у рыцарских орденов иоаннитов (они же госпитальеры, а позже – Мальтийский орден), тамплиеров и тевтонцев, а также у ряда итальянских городов. После утраты крестоносцами Иерусалима – столица Иерусалимского королевства; последний город крестоносцев на Святой Земле.

Султан направил послания магистру ордена Храма … каковое ответное письмо я носил и показывал монсеньору магистру, и всем сеньорам Акры, то есть патриарху, легату, магистру Госпиталя … и командору Немцев … и я показывал его консулу Пизы, и бальи Венеции, но никто не пожелал удостовериться, что султан приходит, покуда он не приблизился …
Жерар Монреальский,
Деяния киприотов.

В цитадели периода Оттоманской империи обнаружены и раскрыты ранее засыпанные помещения первого этажа, внутренний двор и подземелья крепости госпитальеров.

Одно из открытых помещений – каменный сортир на 12-16 персон над одним из помещений разветвленной канализационной системы

Сортир
Среди рыцарских залов
Сохранился случайно…
Сиденья в четыре ряда
Над ходом подземным

В другой части Старого города обнаружен участок подземного хода, открытый для посетителей. Ход шёл от крепости тамплиеров, руины которой и сейчас возвышаются над берегом Средиземного моря, в порт, находившийся в заливе, с другой стороны Старого города. По некоторым утверждениям, именно этим ходом тамплиеры покидали свою крепость во время катастрофы 1291-го года

Ход подземный
Под городом Старым…
Вода в тупике
Омывает печальную тайну
Падения Акры

Покинув Палестину, госпитальеры занялись средиземноморской торговлей, тевтонцы перебазировались в Пруссию, а руководители тамплиеров переехали в Париж. Осенью 1307-го начались аресты тамплиеров, а через год к процессу присоединилась инквизиция. В 1312-м году, через два десятилетия после падения Акры и окончательной утраты крестоносцами Святой земли, двумя папскими буллами орден тамплиеров был расформирован, а его владения переданы госпитальерам. Французский король получил крупную компенсацию.
Ночью 18-го марта 1314-го года, в Париже, на Камышовом острове посреди Сены, где-то на месте современного Пон-Нёф, последний Великий магистр ордена тамплиеров Жак дё Моле и командор ордена Годфруа дё Шарне были сожжены. По словам очевидца, последними словами магистра была просьба разместить его лицом к наконец-то достроенному парижскому собору Богоматери…


 

28.12.2009. Побережье Средиземного моря.

Кесария – поселение финикийцев, многократно переходившее из рук в руки. В конце I века до н.э. передано римлянами иудейскому царю Ироду Великому, который превратил поселение в большой город, назвав его Кесарией – в честь императора Октавиана Августа. После смерти Ирода Кесария становится резиденцией римских прокураторов Иудеи.

Когда претор Иудеи Пилат повёл свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения.
Иосиф Флавий,
Иудейские древности.

* * *

У самого моря
Город из камня стоит…
Финикийские кошки
Бродят в траве между пальм
По упавшим колоннам

* * *

Народы
Населявшие эти места
Канули в Лету

Средиземные волны
Полируют на каменном мысе
Мрамор колонн

Аскалон – древний филистимлянский город, подолгу входивший в состав Египта. В частности, в 1280-м году до н.э. город был взят войсками Рамзеса Второго. Помимо древних египтян, в город захватывали или разрушали скифы, вавилоняне, персы, греки, римляне, арабы. Многократно упоминается в Библии. В эпоху крестовых походов постоянно переходил из рук в руки, пока не был окончательно разрушен мамелюками в 1270-ом. Современный Ашкелон образован в середине XX века.

…не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян…
Вторая книга царств 1 20.

По дороге на юг

Пыльных песков Ашкелона
Не увидим сегодня…
Мимо дорога влечет…
К тени Рамзеса Второго
Видимо, не прикоснемся

Из Кесари мы отправились на юг, куда-то за Ашкелон, в сторону от побережья. Там, недалеко от границы Сектора Газы, в учебном лагере для новых репатриантов жили наши друзья, за несколько месяцев до того покинувшие Россию

Колючая проволока
Режим пропускной
И угроза обстрелов…
Люди, утративши смысл
Бегут от свободы


 

29.12.2009. Второе хождение в Иерусалим.

Рощица пальм по дороге от автостанции к Старому городу

Пальмы
Гнутся под ветром…
Колышут
Зелеными опахало
Стриженые столбы

Со времен Октавиана Августа Иерусалим разрушался и частично менял свое местоположение. Нынешние стены Старого города были возведены только в 1536-1541 годах, по приказу Сулеймана Великолепного.

Вид со стены Старого города

Огни разноцветные
Горы покрыли
Новогодней гирляндой

Одно из общих впечатлений от Палестины

Палестина -
Кошачья земля…
Лазают по помойкам
Нежатся на газонах
Грезят на теплых камнях


 

30.12.2009. На горячих сероводородных водах.

Зловоние
Серных источников
У пальм финикийских…
Бедуинские воды
Раскаленной земли


 

31.12.2009. Третье хождение в Иерусалим. Когда Константин, впоследствии прозванный Великим, стал императором, он послал свою мать, христианку Елену в Палестину для поиска свидетельств мученической смерти Христа. Именно тогда новозаветная Голгофа была локализована на нынешнем месте и в 335-м году рядом с ней был выстроен первый храм Гроба Господня. Храм дважды разрушался: в 614-м – персами и в 1009-м – халифом аль-Хакимом. В 1048-м храм был восстановлен Константином Мономахом, а после – перестроен крестоносцами и освящен в 1149-м.

Храм Гроба Господня

Полумрак
Романских построек
Осеняет Голгофу…
Лабиринт крестоносцев
Над грудой античных камней


 

1.01.2010. Иерусалимское многоголосие, или четвертое хождение в Иерусалим.

Призывайте Аллаха или призывайте Милосердного; как бы вы ни звали, у Него самые лучшие имена.
Коран 17:110.

Наблюдения в новогоднюю ночь с террасы дома на окраине Иерусалима

Фейерверк над Иерусалимом

Разноцветье огней
И крики "Уррааа!!!.."
Над городом белого камня…
Бывшие русские
Отмечают зимы торжество

* * *

В зените луна
Неподвижна
На небе глубоком…
Рваные облака
Почти над террасой плывут

* * *

Когда флёр облаков
Прикрывает вуалью луну
Над моей головой
То кажется, будто луна
По небу куда-то несётся

* * *

Предо мной по горам
Простирается море огней:
Окраины Ершалаима…
А где-то вдали
Иорданские горы мерцают

 

Kotel, или Стена плача – западная часть стены, возведенной вокруг Храмовой горы Иродом Великим. Перед стеной – огромная площадь, изолированная от города системой пропускных пунктов. На площади – машины полиции, толпы народа и несколько стендов с туристической информацией. На стендах – несколько раз повторено высказывание, что божественное присутствие никогда не покинет Западной стены…

Между грубой кладкой прямоугольно обтёсанных плит кое-где пробиваются пучки зеленой или уже иссохшей травы

Кладку
Кубических плит
Широкие щели морщинят…
Но и в трещинах между камнями
Пробивается скудная жизнь

В выбоинах верхней части стены кое-где сидели голуби, а в некоторые щели влетали и вылетали обратно мелкие птицы, похожие на воробьёв

В кавернах камней
Птицы, как видно, гнездятся…
Ангелы ль это Господни?
Или символы Времени
Что делают камень белее?..

 

На Храмовой горе находятся величайшие после Мекки и Медины святыни ислама – мечеть Аль-Акса, куда, по мусульманскому преданию, Мухаммед был перенесен из Мекки, и Купол Скалы – монумент, построенный над местом, откуда он начал своё восхождение на Небеса к престолу Аллаха. По некоторым версиям, эта "скала" совпадает с тем, что в иудаистской традиции называется Камнем основания – камнем, с которого началось Творение мира, и который прежде находился внутри Храма Соломона.

Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети Неприкосновенной в мечеть Отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений.
Коран 17:1.

Купол Скалы

Над храмом
Словно Солнце сияет
Свод золотой…
Словно купол Небес
Приспустился навстречу Пророку

 

Масличная, или Елеонская гора – гора к востоку от Храмовой, вне Старого города. По её склону с древности произрастали масличные сады, а во времена Христа – располагался Гефсиманский сад.

* * *

Булку
С плотью куриной
В Гефсиманских вкушаем садах…
Таинство пресуществления
На камнях Елеонской горы

В нижней части Масличной горы, у остатков древней масличной рощи, принадлежащей францисканцам, расположен католический храм Всех наций

В базилике трехнефной
Мозаика своды покрыла
Гобеленами бархата…
Храм Всех народов
Посреди францисканских садов

В левом восточном углу храма лежит камень, на котором, как утверждается, в Гефсиманском саду сидел Иисус в то самое время, когда к нему подошел Иуда для предательского поцелуя

У камня Иудина
Пожалуй, сидеть мы не станем
Мало ли что…

На вершине Масличной горы расположена мечеть, во дворе которой обнажён кусок скалы, как верят, – место вознесения Иисуса Христа. Местные арабы пускают за небольшую плату христиан и туристов в часовенку, поставленную над "скалой". Невдалеке, вокруг места, откуда, по преданию, за вознесением наблюдала Богоматерь – православный Вознесенский монастырь.

И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдет к северу, а половина её - к югу.
Книга пророка Захарии 14 4.

Чуть ниже по склону, в сторону Старого города – православный монастырь с золотым московским пятиглавием церкви Марии Магдалены.

Во время службы в верхней церкви этого храма, мы услышали проникающие снаружи крики муэдзина, зовущие Правоверных к молитве. Возможно, что он доносился с Храмовой горы, расположенной как раз перед нами внизу, по ту сторону Кедронского ручья

Призыв муэдзина
Сплетается с всхлипами
Православной молитвы…
Так идет перекличка
У Масличной и Храмовой гор


 

2.01.2010. Финикийские подземелья. Бейт-Гуврин – музей-заповедник на месте древнего ханаанского города Мареша (Мореша). Сохранившиеся пещерные сооружения (голубятни, резервуары для воды, маслодельни, жилые помещения, места погребения) относятся к последнему, сидонскому периоду истории города (с IV века до н.э.). Город – один из центров эллинизации Иудеи и, по преданию, родина Ирода Великого.

И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском …, и дошел до Мареши.
Вторая книга Паралипоменон 14 9.

* * *

По пещерам
Сидонского города
Бродим толпою…
От январского солнца
Открыли надежный приют


 

3.1.2010. Тёплое прощание Бен-Гуриона.

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и ещё считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
М.А. Булгаков,
Мастер и Маргарита.

От трех трясётся земля, четырёх она не может носить:
раба, когда он делается царём; глупого, когда он досыта ест хлеб;
позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей.
Книга притчей Соломоновых, 30 21-22.

В аэропорту Бен-Гурион под Тель-Авивом я подвергся тщательному досмотру багажа и допросу. Представитель охраны израильской авиакомпании так прямо мне и заявил: "У меня есть основания полагать, что у Вас в багаже – бомба".
Интересовало "охранников" всё: как переводится моя фамилия, почему в моём багаже так много книг, а мою жену, которая летела другим рейсом, по её свидетельству, заставили рассказать о всех своих ближайших родственниках. Но главное, у меня ведь действительно нашли: пакетик восточных сладостей, нагло названных мной арабскими, и настоящую куфию - арабский мужской головной платок, в который я завернул бутылку двадцатилетнего монастырского бренди.
Арабские сладости у меня временно конфисковали, заявив, что не могут проверить каждую конфету и поэтому их должны везти в отдельном контейнере (а вот привезенному моей женой пакетику бельгийских конфет, не уделили ровно никакого внимания). Но еще большую тревогу вызвал платок: я так и увидел в глазах охранника почти панику и одновременное ликование, вроде "Ага! Я так и знал!" Впрочем, его несколько успокоил, хотя в тоже время явно разочаровал и вызвал недоверие, мой ответ, что платок куплен в Париже. Тем не менее, многократно и на разные лады мне задавался один и тот же вопрос: зачем мне арабский платок, что я с ним делаю, почему я захотел его купить. Интересно, а что он хотел услышать? Признание, что я в арабский платок взрывчатку заворачиваю? Или калашников им протираю? Или стоило сознаться, что я специально взял платок, чтобы безжалостно надругаться над его местечковым шовинизмом?
В конце концов, меня пропустили дальше по цепочке, где я подвергся еще нескольким обыскам. Правда, был ли это конец? Стоя в очереди, я заметил одну пожилую даму, которая попыталась ко мне присоседиться. Я неприветливо скосился и отошёл. Уже в самолете, моих соседей куда-то пересадили, и возле меня опять оказалась та же странная тётка, которая всю дорогу не давала мне покоя, постоянно заговаривая и выспрашивая, что я делал в Израиле, где был, что думаю и тому подобное… Уже дома, в Москве, вспоминая и описывая эти события, я усомнился: действительно ли это было простым совпадением, а не продолжением начатого еще в израильском аэропорту допроса?.. Как знать…

Опоздав в Домодедово из-за поисков контейнера с восточными сладостями на фактически последний аэроэкспресс и разбив впопыхах бутылку израильского вина из дьюти-фри, я трясся в долгой полупустой ночной электричке. И подумалось мне, что прав, трижды прав был древнееврейский мудрец, национально и религиозно терпимый царь Соломон: от трех трясётся земля, а четырёх она не может носить…

Евреи
С пристрастием потрошат
Сумки туристов…
В угнетенных народах
Созревает подспудно садизм

На такой грустной ноте и закончился мой израильский Новый год. Время часто делает круг, возвращая прошлое в новом обличьи. И кажется, что отнюдь не случайно приходят мне на память прощальные слова чешского писателя Юлиуса Фучика:

Lude, milovaljsem vas. Bdete! –

Люди, я любил вас! Будьте бдительны!


 

Стихи:
24 декабря 2009 – 3 января 2010, Израиль,
января 2010, Москва;

Прозаическое обрамление и редакция:
январь, 19-20 февраля 2010,
Москва.


© Тарас А. Шиян, 2009-2010.