Логика, или искусство мыслить

Цитата по: Арно А., Николь П., Логика, или искусство мыслить  // Логика, или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. М.: Наука, 1997. С. 24-25.

        Логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей, к коему прибегают как для того, чтобы обучиться самим, так и для того, чтобы обучить других. Это искусство составляют наблюдения людей над четырьмя видами действий своего ума: представлением, суждением, умозаключением и упорядочением.
        Представлением (concevoir) называют простое созерцание вещей, которые представляются нашему уму, как, например, когда мы представляем себе (nous representons) Солнце, Землю, дерево, круг, квадрат, мышление, бытие, не вынося о них никакого суждения. Форма же, в какой мы представляем себе эти вещи, называется идеей.
        Суждением (juger) называют действие нашего ума, посредством которого он, соединяя различные идеи, утверждает об одной, что она есть другая, либо отрицает это, как, например, когда, обладая идеей Земли и идеей круглого, я утверждаю о Земле, что она есть круглая, либо отрицаю, что она такова.
        Умозаключением (raisonner) называют действия нашего ума, посредством которых он образует суждение на основе нескольких других; например, составив суждения, что истинная добродетель должна быть обращена к Богу и что добродетель язычников не была обращена к Богу, отсюда заключают, что добродетель язычников не была истинной добродетелью.
        Упорядочением (ordonner) мы называем здесь действия ума, посредством которых различные суждения и умозаключения относительно одного и того же предмета, например относительно человеческого тела, располагают наиболее подходящим для познания этого предмета способом. Это называется также методом.
        Все перечисленные действия производятся сами собой, и подчас они лучше получаются у тех, кто вовсе незнаком с правилами логики, нежели у тех, кто выучил правила.
        Таким образом, искусство, о котором идет речь, состоит не в выяснении того, как надо производить указанные действия, - поскольку; способность к этим действиям нам дарует природа, наделяя нас разумом, - а в размышлениях над тем, что нас побуждает делать сама природа. Эти размышления служат нам для трех целей.
        Во-первых, для того, чтобы мы могли удостовериться, что правильно пользуемся разумом, так как, рассматривая правила, мы спрашиваем себя, не случалось ли нам их нарушать.
        Во-вторых, для того, чтобы легче было обнаружить и уяснить погрешность или ошибку в действиях нашего ума. Ибо нередко бывает, что благодаря одному естественному свету разума обнаруживают ложность того или иного умозаключения, однако не могут сказать, почему оно неверно. Так люди, несведущие в живописи, иногда чувствуют, что в картине есть изъян, будучи не в состоянии объяснить, что же производит на них неприятное впечатление.
        В-третьих, для того, чтобы, размышляя над действиями нашего ума, мы глубже познали его природу. Такое познание, если при этом исследовать одно только умозрение, превосходит познание любых телесных вещей, ибо они неизмеримо ниже духовных.
        Если бы наши размышления над своими мыслями имели отношение только к нам самим, достаточно было бы рассматривать мысли сами по себе, не облекая их в слова и не пользуясь какими-либо иными знаками. Но так как мы можем сообщать свои мысли другим только с помощью внешних знаков и привычка эта настолько сильна, что, даже когда мы размышляем наедине с собой, вещи представляются уму не иначе, как вместе со словами, в которые мы привыкли их облекать, говоря с другими людьми, то в логике необходимо рассматривать идеи, соединенные со словами, и слова, соединенные с идеями.
        Из всего сказанного следует, что логика может быть разделена на четыре части - в соответствии с четырьмя видами действий нашего ума, над которыми мы размышляем.